9.12.2023 01:02
Учёные обнаружили идеально синхронизированную солнечную систему

Обнаружена редкая солнечная система возрастом 4 миллиарда лет, в которой планеты до сих пор вращаются по орбитам идеально синхронно.

Астрономы обнаружили редкую солнечную систему с шестью планетами, которые движутся синхронно друг с другом. Это удивительное открытие дает понять, что эта система оставалась нетронутой с тех пор, как она сформировалась более четырех миллиардов лет назад.

По словам экспертов, открытие важно, поскольку оно предполагает, что недавно обнаруженная Солнечная система осталась нетронутой с тех пор, как она сформировалась более четырех миллиардов лет назад, и потенциально может дать глубокое понимание того, как формируются и развиваются планеты. Эта экзопланетная система имеет почти идеальную форму - то, что астрономы называют «резонансом», или математически совершенные орбиты.

Орбитальный резонанс — это когда два объекта, вращающиеся вокруг чего-то другого, имеют периоды обращения, которые являются простым соотношением друг с другом. Самая внутренняя планета совершает три оборота на каждые два оборота своего ближайшего соседа, резонанс 3:2. То же самое касается второй и третьей ближайших планет, а также третьей и четвертой ближайших планет. Две крайние планеты совершают оборот по орбите за 41 и 54,7 дня, в результате чего на каждые три оборота приходится четыре, или резонанс 4:3. Между тем, самая внутренняя планета совершает шесть оборотов ровно за то время, когда самая внешняя завершает одну.

По мнению ученых, все солнечные системы, включая нашу собственную, зародились подобно этой экзопланетной системе. Но, по оценкам, только одна из 100 систем сохранила эту синхронность, и наша не входит в их число. Хотя астрономам известно от 40 до 50 синхронизированных солнечных систем, ни одна из них не имеет такого количества планет в таком идеальном шаге и такой яркой звезды, как эта. Обнаруженная система расположена совсем рядом с нашей Солнечной системой, на расстоянии 100 световых лет от нас.

Звезда, получившая обозначение HD 110067, находится в созвездии Волос Вероники, которое находится недалеко от Девы на северном небе.

Открытие стало возможным благодаря паре спутников, охотящихся за планетами, в том числе спутнику НАСА для исследования транзитных экзопланет или TESS. Чтобы определить, что находится в их атмосферах, необходимы дополнительные наблюдения, но ученые уже полагают, что у HD 110067 может быть еще больше планет. Шесть обнаруженных на данный момент объектов примерно в два-три раза больше Земли, но они расположены ближе к своей родительской звезде. Их орбиты настолько компактны, что весь их пролет может уместиться на расстоянии между Меркурием и нашим Солнцем.

Ни одна из планет не находится в так называемой обитаемой зоне звезды, что означает небольшую вероятность существования жизни, по крайней мере, в том виде, в котором мы ее знаем на данный момент.