17.11.2023 23:23
Голландские учёные работают над проблемой зачатия и рождения детей в космосе

Космический телескоп Джеймса Уэбба обнаружил водяной пар, диоксид серы и облака силикатного песка в атмосфере экзопланеты WASP-107b3. Открытие было сделано группой европейских астрономов под руководством исследователей из Института астрономии Левенского университета в Бельгии. Профессор Лин Дечин, ведущий автор исследования, написала в отчете : «Химия и динамика сильно отличаются от того, что мы ожидали».

Экзопланета вращается вокруг WASP-107, звезды немного холоднее и менее массивной, чем наше Солнце, и находится в 200 световых годах от Земли в созвездии Девы. Его уникальный газовый состав и «пушистая» атмосфера, крупнее Нептуна по размерам, но схожая по массе, позволили провести более глубокие исследования атмосферы.

Используя прибор среднего инфракрасного диапазона телескопа (MIRI), исследователи раскрыли состав атмосферы эксплонета. «До использования космического телескопа Джеймса Уэбба мы знали, что там есть водяной пар, но это первый раз, когда мы смогли определить химический состав облаков», — сказал профессор Дечин из Калифорнийского университета Ливен.

Пока учёным неизвестно, как сформировалась и развивалась планета. Известно только, что она находится очень близко к материнской звезде. Об открытии WASP-107b3 было объявлено в 2017 году командой под руководством Д.Р. Андерсона через обсерваторию WASP-South в Южной Африке.

Отсутствие метана — примечательный результат их наблюдений — предполагает потенциально теплые недра планеты и активное движение тепловой энергии. Обнаружение диоксида серы стало неожиданностью, поскольку ранее считалось, что он отсутствует в таких средах. Профессор Дечин сказал, что низкая плотность атмосферы WASP-107b сыграла роль в образовании газа.

Открытие указывает на наличие динамической атмосферы, в которой фотоны высокой энергии от звезды-хозяина планеты запускают необходимые химические реакции.

Исследование, опубликованное в журнале Nature , также показало, что спектральные особенности диоксида серы и водяного пара были менее выражены, чем ожидалось, в безоблачной среде, что привело к открытию высотных силикатных облаков. Эти облака, состоящие из мелких силикатных частиц, похожих на песок, являются новым открытием в области экзопланетных исследований.

Результаты JWST меняют наши знания о планетарных атмосферах, подчеркивая разнообразные климатические и химические взаимодействия, происходящие в этих далеких мирах.